Маршруты выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей

22 июня день памяти и скорби

Работники и воспитанники ГУО «Ясли-сад №9 г.Гомеля» 22 июня посвятили минуту молчания жертвам Великой Отечественной войны и геноцида Белорусского народа

Поделись своей историей

На кануне дня Независимости семья Лазаревых ГУО «Ясли сад 9г. Гомеля»присоединилась к республиканскому семейному проекту «Поделись своей историей» посетив мемориал «Партизанская криничка», чтобы отдать дань памяти и уважения павшим партизанам. Рассказав про их героические подвиги своим детям, чтобы они помнили и не забывали героев, благодаря которым мы живём.

Поделись своей историей

25 июня 2022 года к республиканскому семейному проекту «Поделись своей историей» присоединилась семья Шемедько ГУО «Ясли-сад. 9 г. Гомеля* Каждый год в преддвери Дня независимости члены семьи посещают мемориал памяти в деревне Жгунь Добрушского района

По местам памяти героев, погибших во время войны

Отправная точка – Новобелицкое кладбище. На территории кладбища расположены братские могилы красноармейцев и партизан, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Памятник воинам освободителям (132 братских и индивидуальных могил). Стелла изготовлена из металлического каркаса и кирпича. У стелы лежат 3 гранитные плиты, на которых изображен советский воин и стоят цифры «1941-1945». На стеле надпись: «Вечная память героям, павшим в боях за Родину». Надгробные плиты из серого гранита с табличкой из мрамора и металлической пятиконечной звездой. 

Памятный знак «Побег из ада», установленный на  Новобелицком кладбище.

Следующая точка маршрута — Памятник Герою Советского Союза Павлу Головачеву в сквере на пересечении улиц Степана Разина и Ильича.

Павел Яковлевич Головачев (15.12.1917–2.VII.1972) – советский летчик-ас, дважды Герой Советского Союза. За время Великой Отечественной войны совершил 457 боевых вылетов, в 125 воздушных боях сбил 32 вражеских самолета. Родился в деревне Кошелево Буда-Кошелевской области.   Следующая остановка — Памятный знак воинам-освободителям города, расположенный на выезде с города, по черниговской трассе.Следующая остановка — Памятный знак воинам-освободителям города, расположенный на выезде с города, по черниговской трассе.Следующая остановка — Памятный знак воинам-освободителям города, расположенный на выезде с города, по черниговской трассе.Следующая остановка — Памятный знак воинам-освобоСледующая остановка — Памятный знак воинам-освободителям города, расположенный на выезде с города, по черниговской трассе.дителям города, расположенный на выезде с города, по черниговской трассе.                                  Следующая остановка — Памятный знак воинам-освободителям города, расположенный на выезде с города, по черниговской трассе.

Следующая остановка — Памятный знак воинам-освободителям города, расположенный на выезде с города, по черниговской трассе.

Следущая точка — Памятный знак погибшим воинам-авиаторам, расположенный во дворе Гомельского государственного профессионального строительного лицея  по улице Севастопольской, 153.  

Последняя точка маршрута — Мемориальный комплекс «Партизанская криничка». Он находится на месте базирования партизанского отряда «Большевик» в годы Великой отечественной войны. Найти мемориальный комплекс «Партизанская криничка» непросто. При выезде из Гомеля по Черниговскому шоссе надо на втором километре повернуть в лес направо. 

Гомельский партизанский отряд «Большевик» начал действовать с 17 августа 1941 года.  Во время оборонительных боев за Гомель он первоначально насчитывал около 50 человек. Отряд обосновался на 9-м км шоссе Гомель — Чернигов, в районе Щекотовской дачи у «Партизанской кринички». Партизаны «Большевика» проводили диверсии на железных дорогах и основных автомагистралях, полностью парализовали движение судов по реке Сож. В ноябре 1943 года во время Гомельско-Речицкой операции партизаны бригады «Большевик», речицкой бригады «Железняк», бригады имени П.К. Пономоренко и 108-го отряда имени Котовского перерезали дорогу Гомель-Шатилки, напали на вражеский гарнизон в деревне Горваль и захватили несколько десятков вражеских автомашин. Вместе с частями Красной Армии партизаны участвовали в операции «Багратион».

Памятные места города Гомель
  • Начинается маршрут на площади Восстания. Тут расположен Мемориал ВОВ. ОН Установлен в 1968 в память об освобождении города от немецко-фашистских захватчиков 26.11.1943(архитектор В. Холодов). В честь воинов-освободителей города на бетонном постаменте возвышается танк Т-34. На постаменте надпись: «Воинам-освободителям от трудящихся Гомеля. 26 ноября 1943 года войска белорусского фронта под командованием генерала армии К.К. Рокоссовского освободили от немецко-фашистских захватчиков первый областной центр Белоруссии — город Гомель.
  • Тут же на площади расположен Памятный знак узникам концлагеря. На том месте, где в годы немецко-фашистской оккупации города размещался центральный пересыльный лагерь для военнопленных – Дулаг-121, в котором были уничтожены более 100 тысяч человек. Лагерь был создан в сентябре 1941 года на территории завода «Двигатель революции» и месте бывшей дислокации кавалерийской дивизии Красной Армии. Узники лагеря содержались в бывших стойлах, переоборудованных под бараки. Их было семь. Зимой 1941-42 гг. в лагере ежедневно умирало до 1000 человек. Людей косили эпидемии тифа, дизентерии, недоедание, холод. Расстрелянных, замученных и умерших узников закапывали в ямах на территории лагеря, около элеватора, в противотанковых рвах, на 210 километре железной дороги Гомель-Жлобин. Тысячи трупов были сожжены в специальных печах. 10 октября 1943 года, в связи с приближением фронта, в городскую больницу было передано 600 больных и раненых военнопленных. Тех, кто был относительно здоров, погнали в другие концентрационные лагеря. Постройки лагеря с частью больных были взорваны.
  • Далее маршрут ведет в Гомельский областной музей военной славы. Основная экспозиция музея посвящена событиям военной истории Гомельщины с древнейших времён до наших дней. Она размещается в восьми залах на двух этажах здания музея. Среди экспонатов — коллекции холодного и огнестрельного оружия, форма солдат и офицеров, награды, фотографии и документы времён Первой и Второй мировых войн. На открытой площадке возле здания музея размещена выставка военной техники XX века. В числе представленных экспонатов — танк Т-80Б, боевая машина десанта БМД-1, самоходная гаубица 2С1, грузовой автомобиль ЗИС-5В и ещё более 30 единиц техники. Кроме того, здесь расположены локальная экспозиция «Партизанский городок», локальная экспозиция в санитарном вагоне, а также функционирует пневматический тир.
  • Следующая остановка — Музей истории города Гомель. Заходя в музей, посетитель попадает в первую часть постоянной экспозиции – интерьеры дворянского городского особняка начала ХХ века. В них можно познакомиться с убранством столовой, спальни и кабинета. Там же находится мебель начала ХХ века, посуда из фарфора и стекла, учебные пособия, дореволюционные периодические издания, альбом для открыток, фотоальбом-гармошка, предметы дамского обихода, старинные фотографии и многое другое. 
    Затем экспозиция продолжается в зале истории города от древности до настоящего дня. Здесь посетители могут ознакомиться с уникальными археологическими находками, которые рассказывают об истории Гомеля от древности и до начала ХIХ века.
  • Следующая остановка – это Братская могила (в сквере имени Дзержинского по улице Билецкого). Захоронено 25 коммунаров, погибших во время антисоветского стрекопытовского мятежа 1919. В ночь на 29 марта были замучены стрекопытовцами председатель Гомельского ревкома С.С. Комиссаров, председатель Гомельской уездной ЧК И.И. Ланге, редактор газеты «Известия революционного комитета г. Гомеля и уезда» Н.С. Билецкий, управляющий делами ЧК С.М. Бочкин, комиссары отделов юстиции Б.Я. Ауэрбах и земельного З. Песин, военком Е. Фрид, Ратнер, Сундуков, Отто-Гертнер, Капельницкий, Текринский, Раскин, Шевелев, Каменицкий, Каменко, Грозный, Подгорный, Каганская П., Файншмидт Л.Д., Фишбейн Я. и 5 неизвестных. 31 марта коммунары с почестями были похоронены на городском (Гоголевском) бульваре (сквер имени Дзержинского). В 1949 на могиле установлен памятник — надгробная плита с именами погибших, в 1987 реконструирован.
  • Последняя остановка – Братская могила советских воинов и подпольщиков (Вечный огонь). В сквере на площади Труда. Похоронен здесь 21 воин, погибших в 1943-44 гг. в боях против немецко-фашистских захватчиков. Среди похороненных — Герои Советского Союза Иван Диомидович Антошкин, Емельян Игнатьевич Барыкин, Александр Лаврентьевич Исаченко, Иван Георгиевич Лапин, а также члены комсомольско-молодежной подпольной группы И. И. Железняков (руководитель), 3. П. Боровикова, В. Ф. Семеновский, П. П. Стенанцов. В 1950 г. на могиле поставлен памятник-скульптура солдата со склоненным флагом, зажжен Вечный огонь (реконструкции в 1965 и 1983 гг.).
Маршруты выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей.

Когда родители могут больше времени провести со своими детьми? Конечно, в выходные дни. Каждая семья имеет свои традиции и свой опыт проведения выходных. Многие семьи выбирают совместный отдых в развлекательных центрах, в парках культуры и отдыха, походы в театр, кинотеатр, цирк. Однако такой вариант семейного досуга могут позволить себе те, кто живет в городской местности, или семьи, имеющие определенный материальный достаток, обеспечивающий возможность организации поездки всей семей в областной центр или столицу нашей республики.

Поэтому альтернативой для организации совместного семейного досуга может стать ближайшее природное и социальное окружение. Общение с природой, знакомство с интересными социальными и историческими объектами в том населенном пункте, где проживает семья, позволит организовать не менее интересный семейный досуг. Совместные прогулки будут способствовать развитию детского познавательного интереса и наблюдательности, формированию основ экономической и экологической культуры детей, знакомству детей и самих родителей с историей своей малой родины, воспитанию позитивного отношения к месту, где родились и живут. Правильная организация прогулок на луг, водоем, в лес, в поле, к памятнику на площади, по улицам родного города (агрогородка, деревни) обеспечит условия для укрепления здоровья и гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семьях.

     При этом важна психолого-педагогическая поддержка со стороны педагогических работников, направленная на информирование родителей об алгоритме проведения совместной прогулки, об особенностях выбора объектов природного и социального окружения для наблюдения с детьми, об организации разнообразных видов детской деятельности в условиях прогулки.

Непосредственная разработка самого маршрута включает в себя:

— определение логистики маршрута;

— отбор и обработка познавательного материала, составление перечня вопросов для беседы родителей с ребенком;

— подбор в помощь родителям литературных произведений для чтения и заучивания с ребенком;

— определение видов детской деятельности, возможность организации которых обусловлена спецификой маршрута (задания для детей и родителей во время прогулки и после прогулки);

— оформление «маршрута выходного дня».

Внедрение в практику учреждения дошкольного образования «маршрутов выходного дня» как формы работы с родителями предполагает:

— информирование родителей о «маршрутах выходного дня» посредством наглядно-информационных материалов и информационно-коммуникационных форм работы;

— получение обратной связи в процессе общения с детьми (организация утреннего сбора в группе в понедельник: обмен впечатлениями, показ детьми программок, фотографий, буклетов с места посещения; мини-сообщения детей о месте посещения с опорой на модель или наглядный материал);

в процессе вовлечения детей и родителей в создание тематической выставочной экспозиции «Веселые выходные» («Папа, мама, я – отдыхающая семья», «Семейные выходные», «Как мы провели выходные»): оформление фотоотчетов, стенгазет, книжек-малышек, выставок поделок, вернисажей рисунков «Мой выходной день»;

— трансляцию эффективного опыта семейного воспитания на родительских собраниях, выпуск стенгазет, оформление персональных выставок, публикации в средствах массовой информации и т.п.

При разработке «маршрута выходного дня» педагогам рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

  1. Определение логистики маршрута, выбор темы

Каждый маршрут должен иметь свою четко сформулированную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты маршрута в единое целое, определяет выбор игровых заданий и художественных произведений для детей. Логистика маршрута определяется с учетом его вида (пеший, велосипедный). Рекомендуемая положительность пешего маршрута для ребенка дошкольного возраста по времени – 1-3 часа, общее расстояние – от 1 до 5 км.

Примерная тематика «маршрутов выходного дня»:

— «Времена года в городском парке» и др.;

— «Краеведческий музей»;

— «Маршрут по улицам города», «Самые красивые места нашего города», «Архитектура города», «Детский парк» и др.;

— «Боевая Слава нашей малой родины», «Профессия моих родителей», «История моего края», «Чем славиться моя малая родина» и др.

  1. Отбор и изучение объектов

В качестве объектов могут быть выбраны: памятные места, связанные с историческими событиями; здания и сооружения, мемориальные памятники; природные объекты; экспозиции музеев, галерей, выставок; памятники архитектуры, искусства и др.

Критерии оценки объектов для включения в маршрут: познавательная ценность, известность объекта, необычность (экзотичность) объекта, выразительность объекта, сохранность объекта, местонахождение объекта, доступность и безопасность.

  1. Подготовка познавательной информации об объектах маршрута

Необходимо разработать небольшие памятки, брошюры, буклеты с познавательной информацией об объектах на маршруте. Данную информацию также можно разместить на сайте учреждения дошкольного образования, предоставив ссылку на нее посредством размещения QR-кодов на информационных стендах и других наглядно-информационных материалах.

Требования к тексту: краткость, четкость, содержательность, соответствие содержания возрастным особенностям детей дошкольного возраста, объективная оценка показываемых объектов, сформулированная точка зрения на события и факты.

  1. Отбор литературных произведений

Литературные произведения, малые формы фольклора выбираются исходя из тематики прогулки и в соответствии с возрастом детей. Для непосредственного чтения родителями, заучивания с детьми во время прогулки следует отдать предпочтение стихам, загадкам, потешкам. Для чтения после прогулки можно рекомендовать рассказы, сказки.

  1. Подбор игровых заданий

Осуществляется исходя из темы и логистики маршрута прогулки, с учетом возраста детей. Предпочтение следует отдавать словесным игровым упражнениям, игровым упражнениям с природным материалом, подвижным играм с участием 2-4 человек.

  1. Подбор заданий для организации деятельности ребенка (совместной деятельности детей и родителей) после прогулки

Выбор вида продуктивной деятельности осуществляется исходя из темы прогулки и наблюдаемых объектов, с учетом возраста детей.

  1. Оформление «маршрута выходного дня»

«Маршрут выходного дня» должен быть оформлен в виде раздаточного наглядно-информационно материала (памятки, буклеты, и т.п.), содержать описание маршрута, информацию об объектах для наблюдения, текст литературного произведения, описание заданий для выполнения на маршруте прогулки, после прогулки. Приветствуется наличие фотографий, схем, рисунков, облегчающих восприятие описания «маршрута выходного дня». Все «маршруты выходного дня» рекомендуется оформлять в едином стиле. Стиль оформления должен быть ярким, красочным; информация – легко читаемой. Распечатанные маршруты следует размещать в уголках для родителей.

Электронный вариант «маршрута выходного дня» размещается на сайте учреждения образования в целях обеспечения возможности скачивания родителями.

Примерная структура оформления «маршрута выходного дня»

Маршрут «…» («Весна в лесу»)

Рекомендуемый возраст ребенка: (младший дошкольный возраст)

Содержание маршрута:

  1. Что рассмотреть с ребенком. (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразы «Понаблюдайте с ребенком за…», «Обратите внимание ребенка на…», «Покажите ребенку…», «Рассмотрите с ребенком…» и т.п.)
  2. Что рассказать (прочитать) ребенку. (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразу «Расскажите ребенку…», «Можно прочитать…», «Можно разучить…» и т.п.)
  3. Какие вопросы задать ребенку. (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразы «Спросите у ребенка …», «Поинтересуйтесь у ребенка…», «Уточните, знает ли Ваш ребенок…» и т.п.)
  4. В какие игры поиграть с ребенком. (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразы «Можно поиграть с ребенком…», «Поиграйте с ребенком…» и т.п.)
  5. Что предложить ребенку сделать (сделать взрослому совместно с ребёнком) после прогулки. (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразу «После прогулки предложите своему ребенку … (нарисовать, сделать аппликацию, сконструировать).», «Сделайте вместе с ребенком» и т.п.)

Материалы в помощь родителям для организации взаимодействия с ребенком во время прогулки:

  1. Стихотворения, пословицы, поговорки, приметы и т.д. позволяющие сконцентрировать внимание ребенка на месте его пребывания.
  2. Краткая информация о месте прогулки, объектах, изложенная в форме, доступной ребенку дошкольного возраста.
  3. Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте.
  4. Примерные вопросы для беседы с ребёнком об объектах на маршруте.
  5. Примерные задания после завершения прогулки (нарисовать, сделать поделку, фотоколлаж, сочинить рассказ и т.п.)

Дополнительная информация (рекомендации) в «маршруте выходного дня» (указывается при необходимости):

— время работы (музея, библиотеки и т.п.);

— стоимость билета (при необходимости);

— как добраться (карта, схема проезда и т.п.);

— сайт (если социальный объект);

 что с собой взять (при посещении природного объекта);

— потенциально опасные места на маршруте (перекресток, крутой склон и т.п.).

Примерная схема описания памятника для включения в «маршрут выходного дня»:

— название памятника;

— местонахождение памятника (город, улица, № дома и т.д.);

— дата открытия памятника, сведения об авторе;

— описание памятника (планировка, композиция, размер и т.д.);

— историческое событие (личность), которому посвящен памятник;

— фотография, рисунок или план памятника.

Примерная схема описания природоведческой объекта для включения в «маршрут выходного дня»:

— название;

— местоположение;

— характеристика объекта (площадь, животный мир, растительность, почва, и т.п.);

— ценность объекта (научная, учебная, оздоровительная);

— значение объекта (местное, районное, областное, республиканское, всемирное);

— использование объекта;

— перечень игр и упражнений, которые можно организовать при посещении данного объекта;

— схема, план, фотография объекта.